Статьи

Карпачева Н.Г.: Практика ведения раздельного учета

.

 

 

 

В 2013 году были приняты следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок ведения раздельного учета объемов продукции, расходов и доходов: 

1.Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вступили в силу с 23.05.2013).

Документом предусмотрен раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности:

а) в сфере холодного водоснабжения:

холодное водоснабжение, в т.ч. транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды;

подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

б) в сфере горячего водоснабжения:

горячее водоснабжение, в т.ч. приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды;

подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;

в) в сфере водоотведения:

водоотведение, в т.ч. очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;

прием и транспортировка сточных вод;

подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности раздельно по каждой системе.

Учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства .

2.Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. приказом ФСТ России от 13.06.2013 №760-э (вступили в силу с 30.08.2013). Документ начал применяться при установлении тарифов на 2014 и последующие годы и еще раз закрепил один из основных принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения – раздельный учет.

3.Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов, утв. приказом ФСТ России от 12.04.2013 №91 (вступила в силу с 31.05.2013).

Документом установлено следующее:

- РУ осуществляется на основе данных первичного бухгалтерского учета о фактических затратах и доходах, а также информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности организаций. Учет затрат (в зависимости от метода определения тарифов) по каждому из регулируемых видов деятельности осуществляется по определенным элементам и видам затрат (в соответствии с установленным перечнем). 

- ведение РУ осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

- разделение по регулируемым видам деятельности, по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта.

В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

- отнесение выручки и дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками (включая ее списание в убыток) к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из условий договора по соответствующему регулируемому виду деятельности.

- отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.

Документом также определена система отчетности, представляемая в органы государственного регулирования тарифов (федеральный, субъекта РФ), в органы местного самоуправления. Приведена форма представления информации об определении полной и остаточной стоимости инвестированного капитала и установлен срок ее представления в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. 

В развитие приказа от 12.04.2013 №91 ФСТ России выпустила ряд разъяснений о порядке реализации положений указанного документа:

- юридическое заключение об обязательности ведения раздельного учета по видам деятельности ,

- письмо от 14.06.2013 №СЗ-5844/4 «О необходимости реализации положений приказа ФСТ России от 12.04.2013 №91».

Суть разъяснений сводится к тому, что организации в сфере теплоснабжения обязаны привести в соответствие требованиям отраслевого законодательства свои учетные политики и планы счетов бухгалтерского учета. 

В случае неведения РУ наступает ответственность согласно ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 

… нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Много шума…

Единая система классификации наделала много шума, т.к. документ не оправдал ожиданий, но позволил регулирующим органам требовать от ТСО достаточно жестко и в достаточно сжатые сроки (уже при тарифном регулировании 2014 года) наличия РУ, подтверждённого данными бухгалтерского учета. При этом в ФСТ России рассматриваются предложения о внесении изменений и дополнений в документ. Например, в протоколе заседания Экспертного совета при ФСТ России от 19.11.2013 №4  идет речь о том, что применение приказа ФТС России от 12.04.2013 №91 требует от регулируемых организаций дополнительных организационных усилий и финансовых ресурсов, связанных с внесением изменений в учетную политику предприятия и с настройкой бухгалтерского программного обеспечения. Также остаются не урегулированными вопросы, связанные:

- с применением данного приказа в бюджетных организациях, у индивидуальных предпринимателей и организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения,

- с ведением РУ по параметрам пара и раздельного учета объемов тепловой энергии (холода при тригенерации).

Дополнительно хотелось бы обратить внимание на п.6 и п.7 приказа ФТС России от 12.04.2013 №91. Так, согласно п.6 регулируемые организации ведут РУ объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки … источниками тепловой энергии с … мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки … источниками тепловой энергии с … мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки … источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар, а также с дифференциацией по параметрам пара…);

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

П.7 приказа определено, что в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, установленных в пункте 6 настоящего документа, ведется регулируемой организацией по следующим элементам и видам затрат… 

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом о теплоснабжении  регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Таким образом, получается, что согласно Закону о теплоснабжении из п.6 приказа ФСТ России от 12.04.2013 №91 под понятие «регулируемый вид деятельности» в целях ведения РУ не попадает ни один из подпунктов п.6, т.к. отсутствуют ключевые слова «реализация» и «оказание услуг».

Для справки: в соответствии со ст. 39 «Реализация товаров, работ или услуг» части первой Налогового кодекса Российской Федерации под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Исходя из вышеизложенного возникает вопрос, все-таки по каким видам деятельности в сфере теплоснабжения должен вестись РУ и нет ли в приказе ФСТ России от 12.04.2013 №91 противоречия в формулировках Закону о теплоснабжении?

 Рекомендации

Прежде чем внедрять РУ у себя на предприятии, как того требует законодательство, необходимо иметь примерную схему разработки и его внедрения, состоящую из следующих этапов:

1. Обзор внешней среды – действующего законодательства в сфере тарифного регулирования. Помимо требований федерального законодательства, необходимо дополнительно уточнить требования региональных органов регулирования к системе раздельного учета, подкрепив их письменными разъяснениями местных регуляторов на тему существенных условий РУ.

2. Описание бизнес-процессов предприятия с выделением и описанием всех основных процессов деятельности компании, функций, их составляющих, с описанием связи функций с основными экономическими элементами (на основе первичной бухгалтерской документации): какие производственные процессы предприятия уже разделены и будут дополнительно делиться в соответствии с РУ, определен ли РУ в Учетной политике предприятия, и устраивают ли всех заинтересованных лиц его результаты. 

3. Оценка полноты информации об объектах основных средств и нематериальных активов (наличие классификации, кодирования) и возможности ее использований в РУ, т.к. базовым принципом классификации процессов и функций предприятия выступает их принадлежность к определенным группам технологического оборудования.

4. Анализ возможности позиционировать активы по территориям, на которые будут относиться соответствующие им затраты. В случаях, когда актив (например, объект ОС) подлежит государственной регистрации, то ему будет соответствовать свидетельство о собственности и кадастровый паспорт. В этом случае, по соответствующему адресу может быть установлена территория, которой принадлежит объект ОС.

5. Разработка Методологии раздельного учета в условиях действующего 

управленческого учета, с возможной его корректировкой (в части активов, доходов и расходов предприятия). Разработка единой системы кодирования затрат. Разработка Справочников, форм отчетности. Разработка основных правил разнесения затрат по видам деятельности (первичное распределение), в т.ч. «распределяемых» затрат (вторичное распределение).

6. Апробация Методологии в одном из структурных подразделений предприятия.

7. Автоматизация Методологии (процессов ведения раздельного учета), позволяющая:

- автоматически формировать обосновывающие документы для расчета тарифов, 

удовлетворяющие требованиям регулирующих органов,

- автоматически формировать краткосрочные и долгосрочные прогнозы 

ТЭПов предприятия, а также доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;

- моделировать деятельность предприятия и расчет тарифов по регионам;

- интегрировать расчеты с аналитическим блоком регионального сегмента 

Единой информационно-аналитической системы ФСТ России по всем регионам России 

(шаблоны ЕИАС ФСТ России).

 Возможности раздельного учета

В случае, если все задумки по внедрению раздельного учета будут реализованы, то помимо того, что головная боль предприятия, связанная с исполнением норм тарифного законодательства станет меньше, регулируемая организация сможет дополнительно анализировать:

суммарные затраты. Так, все расходы предприятия можно будет увидеть в следующем разрезе:

- виды деятельности (с возможностью раскрытия калькуляции затрат по каждому виду реализуемых продуктов или услуг). Например, производственная деятельность: продукты – электрическая энергия, электрическая мощность, тепловая энергия, тепловая мощность и т.д.;

- процессы деятельности (внутренние продукты). Например, генерация некомбинированная, передача, транспорт и т.д.;

- экономические элементы (смета в формате БДР, тарифной заявки, формы №2);

- категории расходов (группы затрат для целей управленческого учета: текущая деятельность, в т.ч. постоянные и переменные затраты для обеспечения текущей деятельности, ремонты, инвестиционная деятельность и т.п.);

- затраты по территориям, на уровне: компании, филиала, предприятия, станции, ЦТП/ИТП, территории сбыта.

При этом, одновременно суммарные затраты будут представлены во всех вышеуказанных разрезах. Например, затраты на топливо для выработки тепловой энергии на станции «_____» для целей оказания услуг отопления. Система раздельного учета также дает возможность сравнить эффективность работы, например, двух станций и, на основе анализа составляющих затрат, сделать выводы о целесообразности вводов конкретного типа оборудования, возможности сокращения затрат, применения новых технологий и т.п.

удельные затраты.

В тех же разрезах, что и суммарные затраты (вид деятельности, процесс, экономический элемент, территория), будут отображаться удельные затраты на производство и реализацию единицы продукции (например, руб./Гкал, руб./Гкал/ч., руб./кВтч., руб./м3). Удельные затраты также могут отображаться по переменным и постоянным составляющим. Например, удельные затраты на оплату труда ремонтного персонала, занятого в обслуживании процесса выработки тепловой энергии филиала №___ предприятия «___» в совокупности всех затрат на оказание услуги отопления.

Помимо основной функции РУ позволяет определять (фиксировать) фактический расход ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т.д.) на каждую функцию, что в свою очередь может служить основанием для внедрения нормативных методов управления ресурсо-обеспечением предприятия, а также оценки эффективности планируемых инвестиционных вложений.

 Несмотря на все вышеперечисленные и всевозможные перспективы, которые дает раздельный учет, изначально регулируемой организации необходимо потрать «энное количество денег» и «энное количество времени» сверх утвержденных показателей, что в условиях жесточайшего регулирования сделать очень сложно. Поэтому, на предварительном этапе, понимая,  в какую сумму может обойтись РУ, и в течение какого периода времени он будет внедряться, необходимо обязательно обращаться в региональный регулирующий орган (письменно) для принятия соответствующих решений.

На что же еще ресурсоснабжающей организации необходимо обратить внимание при внедрении раздельного учета:

- определить перечень подразделений, ответственных за:

разработку Методологии РУ,

подготовку информации для заполнения Справочников (например, какое конкретно подразделение будет проводить классификацию ОС по видам деятельности),

ведение раздельного учета;

- понимать, что часть информации может быть неавтоматизирована (заполнена ручкой/карандашом), потребуется ее отцифровка (например, при использовании информации из Журналов рабочего времени);

- учитывать «человеческий фактор» и увеличение трудозатрат на этапе разработки и внедрения раздельного учета. Например, норма времени, необходимая для отработки одной позиции основного средства с «нулевого этапа» до этапа «сдачи под ключ»  - примерно  около 3-4 мин./1 инвентарный номер;

- учитывать доработку:

управленческого учета в части классификации расходов в соответствии с требованиями тарифного законодательства;

программного обеспечения, которое позволяло бы автоматически формировать агрегированную и прозрачную для регулирующих органов отчетность (например, форму 2);

- быть готовым к  тому, что после внедрения РУ, финансовые показатели по всем регулируемым видам деятельности предприятия могут значительно отличаться от тех данных, которые сейчас учитываются регулирующими органами (для чего обязательно нужен этап апробации). Из опыта аналогичных работ отклонения, в среднем, составляют 15-20 %.